Текстовая версия эфира от 09 февраля 2011 г.
Ведёт передачу о. Александр Березовский. На вопросы отвечает о. Дмитрий Смирнов.
***
***
***
 
 

- 22 декабря, как многие знают, в Москве, в киноконцертном зале Пушкинский, прошел I Всероссийский Родительский форум «Спасем семью, спасем Россию». На нем было собрано несколько десятков тысяч подписей против так называемого Форсайт - проекта «Детство - 2030».
В октябре под давлением общественного мнения Госдума отклонила законопроект о ювенальных судах. Взамен ювенальщики подготовили проект «Детство 2030», в котором предусмотрены: лицензия на родительство, принудительная стерилизация некомпетентных родителей, повсеместное введение психологических центров, чтобы дети, со своими проблемами обращались не к папе и маме, а в эти центры. Введение обязательного уровня материального обеспечения семьи, что повлечет невыдачу лицензии на родительство или изъятие детей по бедности. Введение обязательного сексуального просвещения детей, и прочее.
23 декабря под общественным давлением Общественная Палата отложила до следующего года рассмотрение Форсайт - проекта «Детство 2030». Принятие его президентом, будет означать разрушение семьи в России. Если не разрушение окончательное, то серьезный урон, потому что есть люди, которые такие вещи придумывают под видом кампании «против насилия детей в семье». И, конечно, это существует, никто это не будет оспаривать, но кампания есть кампания. Раз есть компания, всегда нужно смотреть, откуда растут ноги, и что вслед за этим сразу будет появляться. Потому что насилие было и в прошлом году, и в позапрошлом, и позапрошлом, и градус его не уменьшается. Но почему именно сейчас? Значит, нужно акцентировать для продвижения вот такого проекта. А в чем объявление? В том, чтобы помолиться Господу Богу, чтоб это не состоялось, и высшее наше наша верховная власть увидела изъяны, которые существуют в этом проекте, и зарубила его на корню.
Даже наверно, не слишком искушенному во всяких этих судебных делах человеку, понятно, что атака на семью, она разрушит все. И неужели, только простые люди понимают, а как же законодатели, они что, глупее простых людей? Почему они идут на поводу у тех, кто разрабатывает такие проекты?


- Во-первых, не идут. Они отклоняют. Вот, отклонили до следующего года, и общественные усилия не прошли бесследно.

- Отложили, но это не значит, что вообще на корню его отвергли.
- Тут надо понимать две вещи. Во-первых, все депутаты разделены по своим комитетам. Во-вторых, комитет, который занимается семейными проблемами, он бедный, в том смысле, что депутатам, которые там находятся, трудно найти дополнительные средства к своей зарплате для существования. Поэтому их осаждают люди, которые их заинтересовывают к продвижению подобных проектов. Потом еще все эти проекты упакованы в привлекательную обложку. Например, мы знаем лозунг тех, которые пропагандируют аборты и контрацептивы, они взывают: «желанный ребенок». Вроде так звучит привлекательно, а дальше что? Или «планирование семьи», хотя планирование только в одну сторону, в сторону уничтожения. Так же и здесь, «против насилия в семье» звучит нормально, а что под это подкладывается - никто не вникает. А вот когда общественное мнение выступает очень активно против, то тогда, депутаты начинают прислушиваться, там полно людей со здравым смыслом. И конечно, этот законопроект вполне можно забаллотировать, и не дать ему возможность осуществиться. К сожалению, так есть много желающих Россию уничтожить. В связи с тем, что у нас очень хорошее ракетно-ядерное вооружение, так напрямую нас убить нельзя, а ведь каждый, кто желает, например, завладеть нашей Сибирью, думает примерно так: в следующем поколении мы с Россией покончим, а сейчас постепенно будем ей вредить. Но они хотят уже при своей жизни все получить. Поэтому наступление идет со всех сторон: и на семью, и на образование, и эшелоны наркотиков, и подкуп чиновников. То есть идет война по всем фронтам. Единственное, что утешает - это то, что с нами Бог. А так у них силы огромные, и на нашей стороне их жадность. Потому что, если бы они не жалели деньги, то, конечно, вряд ли кто бы устоял, вот еще жадность их нам очень помогает.

- Батюшка, тут многое зависит от нашей гражданской активности. Вот крестный ход, выступление…

- Крестный ход - это как форма молитвы. Потому что без помощи Божьей эту силу не одолеть никак. А раз Господь это попускает, при том, что самое дорогое для нас на земле - это наши дети, Он, естественно, хочет от нас услышать молитвы за своих детей. Хлопот у нас о детях много, а вот такая живая молитва не часто бывает. А ведь трудные обстоятельства понуждают к молитве, поэтому от них благо.

- Что еще мы можем противопоставить? Потому что денег у православных не так много, чтобы противостоять всей этой кампании.

- Надо взывать к здравому смыслу. Вот чисто технически, одно дело - собрать тысячу или пять тысяч подписей. А если пять с половиной тысяч телеграмм - это гораздо эффективней. Хотя и подороже. Письмо с подписями уже не эффективно. А вот десять тысяч заказных писем - это очень эффективно. Потому что ни по какому законопроекту такой реакции нет, хотя есть законопроекты весьма недружественные к населению. Никакое государство не будет с народом связываться. Все же видят, что в Греции происходит, в других странах, зачем нам это надо? Маленькое выступление на Манежной площади и то какую-то реакцию вызвало в верхних эшелонах власти, зачем же народ доводить в угоду там каким-то проектам, продвигаемым группой людей, которых по пальцам одной руки можно сосчитать? Тут слишком большие риски, поэтому активность общественности здесь очень эффективна. И главное, их уже много, я же помню, на моей памяти «закон о репродуктивных правах» пытались провести, под знаменем «прав», а как права - так очень красиво звучит. «Права детей» - это демагогия чистой воды. Самое главное право у человека - это право на жизнь, о каких правах детей может идти речь в стране, где 4 миллиона абортов в год? Просто говорить об этом кощунственно. А право на жизнь есть у зачатых детей или нет? Или это мама будет решать? Интересно знать.

- Как воспитывать, мама не может решать.

- Как воспитывать - нет.

- А вот как детей губить - это мама решает.

- А убить - пожалуйста. Ну, это же чистой воды сатанинская идеология. И понятно, они всегда упаковывают в привлекательные обертки, потому что наша цивилизация все-таки христианская, здесь нельзя просто: мы прославляем сатанизм, мы прославляем фашизм, мы хотим уничтожения населения до такого количества, чтобы оно перестало сопротивляться. Поэтому все упаковывают. Война в Афганистане, это, мол, не против наркотиков, это мы боремся с терроризмом. Ничего себе! После этой войны число терактов возросло в сотни раз. Где же ваша борьба? Не эффективно значит, признайтесь, цели - то другие, зачем головы морочить, зачем обманывать людей? Значит, есть какие-то другие цели? Я рассуждаю, как обыватель. В одном конце земли взрывают два дома, в другой конец земли вводят целую армию. И после этого количество наркотиков увеличивается в двадцать раз! Интересно, а какие еще интересы могут быть? Надо быть совсем дураком, чтобы этого не видеть. Тогда пусть кто-то убедит, что это не так, молчат же. Ну, а раз молчат, значит, Васька слушает да ест. И это из той же серии. Что значит стерилизация? Ну, это чистый фашизм, натуральный, все из Нюрнбергского процесса идет, слава Богу, 65 лет прошло, а все по-прежнему. Потому что дьявол не изобретателен, война наркотиков уже была, это повторение, стерилизация - это все было. А детей, чтобы воспитывало государство - и это уже было. И главное, уж молчали бы, 90% воспитанников наших государственных детских домой, идут в тюрьму. Готовят преступников, а нормальных детей хотят отбирать у родителей! Вы докажите делом эффективность своего воспитания, а то воспитывать некому, на это отпускаются какие-то гроши, там творится Бог весть что, и еще хотят отбирать.

- Батюшка, перейду к вопросам, которые пришли к нам на форум. Сергей из Москвы: «Сказано: блаженны нищие духом, яко тех есть царствие небесное». Получается, что если человек не был гоним в жизни, то он не войдет в Царствие Божие?

- Нет, ни в коем случае. Это значит его христианство не настоящее. Не может быть христианин не быть гонимым, это не реально.

- То есть значит, просто человек сам себе придумывает такое христианство?

- Значит, что-то есть фальшивое, не настоящее. Настоящее христианство - это всегда этим человеком будут недовольны, всегда на него будут клеветать, всегда будут его к чему-то принуждать, что противно его совести, и так далее.

- Если жизнь человека полна скорбей и всяких гонений, свидетельствует ли это о том, что его христианство верное?

- Если он христианин, а бывает что он и не христианин, Господь Сам его смиряет, чтобы его привести к Себе. А тот может упорствовать до последнего момента. Строптивым посылаются пути стропотные. Поэтому человек сам себе может устроить приключение.

- Говорят, Бог выше меры креста не даст. Но, ведь очень часто мы сами, к тому, что Бог дал, еще наваливаем на себя.

- Разумеется. Очень много мы делаем, особенно родители по отношению к детям, совершенно чудовищных вещей. Есть даже такое дело, что неисправимо. И потом сами же с этими детьми мучаемся. Потому что у нас бывают ложные представления о воспитании, о том, что надо. Тщеславие. Мы все хотим, чтобы наш ребенок был первый, передовой. И очень многие родители лишают своих детей детства, а раз детства лишили - он же будет уже ущербный человек. И когда ты будешь погибать - он тебе воды не подаст, у него навыка даже нет любви к ближнему. У него только к рекордам, к известности, к деньгам - вот это все воспитано, а милосердия нет, ему просто до этого дела нет. Воспитывают часто родители не те навыки, которые нужны для души.

- Вот нередко, родители хотят как можно больше развить в детях всяких способностей, отдают их в секции, во всякие кружки, дети заняты с утра до ночи. А мать одна крутится по хозяйству, и говорит: мне жалко их привлекать к домашним делам, они так устают, с ног падают, да тут еще уроки школьные.

- Вот что для девочки важнее, уметь готовить и вести дом или играть на фортепьяно? Приятно, когда твоя супруга может раз в неделю, устроить концерт на 20 минут. Но, все-таки, гораздо важнее, чтобы в доме был порядок. Потому что беспорядок, неумение готовить, из-за чего приходится пользоваться общепитом, - это же все разрушает семью. Человек может быть счастливым только в семье, нет семьи - нет счастья, будь ты хоть миллиардер. Поэтому ориентация на развитие каких-то способностей, сама по себе, может быть, и неплоха, но только не во вред главному. Это должно быть как некое дополнительное образование. Раньше, я помню, в нашей школе, когда мы были детьми, было домоводство, всякое столярное дело, слесарное, иногда там довольно тупые вещи делали. Там из болванки выпилить молоток, но на этом навыке, люди хотя бы учились чертить по металлу, сверлить, это был повод. Лучше что-нибудь придумали толковое конечно, потому что молотки всегда отливали, а никогда их не выпиливали из бруска. Но, это уже говорит о том, кто составлял программу. Но, в целом, много чему там научили, до сих пор в голове осталось, электропроводку заменить, или штопать, например, сейчас мало кто штопает носки, но умение осталось. Это может пригодиться, или шить строчным стежком, я это умею, в школе научили, но мне не пригодится, меня обслуживают. А иному человеку этот навык может пригодиться, а сейчас можно освоить швейную машину, а уж готовить, элементарные вещи какие-то, сварить суп, это семья должна научить.

- Считается, что человек потом сам освоит, когда это ему нужно. Типа замуж выйдет - муж научит.

- Ну, прямо, он ждет, а она не приучена. А почему я должна, спросит, а он привык, что ему готовое ставят на стол. Вот и причина для ссоры. Поэтому все очень проблематично.

- Такой вопрос к нам пришел. Что такое догмат и где можно найти его и прочитать?

- Догматами называются основные положения веры. Главную догму можно прочитать в «Молитвослове», называется Символ Веры, он содержит двенадцать основных догматов.

- Взял благословение на дорогу у священника, но могу не поехать из-за гололеда. Будет ли грехом, если не поеду, благословление -то уже взял?
- Во всем нужен здравый смысл.

- Батюшка, как нужно правильно провести оставшиеся дни Поста и Рождественские праздники? Строгий Пост едва ли возможен в это время, да и все вокруг призывают к разным увеселениям.

- Человек - это же бык, куда его зовут, туда он и идет, поэтому раз призывают - надо «ура!» кричать с балкона. Только стараться не упасть.

- Грех ли отложить деньги себе на похороны, чтобы родственников не обременять?

- Не знаю, что тут сказать, я не буду ничего на похороны себе откладывать. Потому что, сколько ездишь по Москве, у нас полторы тысячи усопших ежедневно, и что-то никто не валяется на улице. Похоронят, если денег не будет у родственников, государство похоронит.

- Да по минимуму уж.

- Не надо никакого минимума, государство само кремирует - да и все, какие проблемы- то?

- Меня зовут Сергей. Моя жена хочет развода, никакие убеждения и поступки не помогают, жаль дочь, остается только молитва. Как укрепиться в вере?

- Укрепиться в вере, можно только нудя себя на исполнение заповедей, чтением Писания и молитвой. Но, неплохо еще выяснить, а что она так? Все женщины обычно стремятся замуж, это как же надо жене надоесть, что она хочет развода! Может, в чем-то покаяться надо?

- А если человек идет на примирение, но не встречает ответа?

- Что-то тут наш Сережа не договаривает.

- Да, нужен человек со стороны, который взглянул бы на это.

- Да, нужно обе стороны, и жену тоже послушать, может быть, ей скажешь: Господи, как ты до сих пор ждала- то, давно надо было. Поэтому тут ничего нельзя сказать.

- Батюшка, объясните, пожалуйста, слова апостола: «когда причащаетесь, то смерть Господню возвещаете», ведь Христос Сам говорил, что он есть хлеб Жизни, значит, мы должны возвещать не смерть, а воскресение Его.

- Не будучи смерти не было бы воскресения. Мы когда причащаемся, мы соумираем со Христом, мы, глядя на Его пречистое Тело, пречистую Кровь, должны всегда помнить, что это Тело страдало, а Кровь пролилась. Мы приобщаемся этому, возвещаем что Он за нас умер.

- Сам Господь говорил, что если зерно, упавшее в землю, не умрет - плода не принесет.
- Ну да.

- Ваше отношение к выборам духовенства в Думу?

- В принципе, такие прецеденты были, но тут двоякое отношение. С одной стороны, я знаю некоторых священников, вот, например, отец Алексей, его присутствие в Думе было замечательно и до сих пор имеет свои плоды. И неплохо, чтобы от Церкви какие-то разумные люди могли бы там присутствовать. Тем самым они вошли бы в определенные комитеты, тогда мы могли бы не так действовать, с помощью телеграмм и крестных ходов, а через своего представителя. Он бы нашел убедительные слова для того, чтобы депутаты не принимали тех, или иных законов, была бы большая польза. Сохранялось бы огромное количество народной энергии. А с другой стороны - конечно, священник, прежде всего, должен литургию служить, а работа в Думе требует очень больших усилий. И времени. С другой стороны, конечно хорошо, чтобы от Церкви были просвещенные люди, и понимали, что такое боль народная. Или, допустим, Священный Синод кого-нибудь рекомендовал, и этого бы человека снабжали необходимой информацией, благословениями, и он бы это улавливал, этот человек, настроения церковного народа. Тут у меня двойственное отношение. С одной стороны, я понимаю, что это безусловное благо, а с другой стороны, сам бы я не пошел, потому что это такая деятельность, что далеко отстоит от нашего служения. Предназначения священника. Тут конечно, нужно взвесить, как и что, но если хотя бы один человек, а лучше два в Думе - большая, конечно, польза была бы.

- Была бы большая польза от священников в школе.

- Дело в том, что священник в школе, это непозволительно роскошь. Если священник служит в селе и преподает основы православной культуры в школе в этом же селе - это идеальная ситуация. Я просто бы всех обязал. А в Москве, где тысяча школ, это просто нереально, священников не хватит. Здесь должны образованные миряне этим заниматься, священник - законоучитель это слишком большая роскошь, это из пушки по воробьям. А закон отражается на всем народе, тут можно и собой пожертвовать ради блага всеобщего.

- Наталья из Архангельска. Один батюшка мне сказал, что если утром причастилась, то собороваться нельзя, другой говорит, что можно. У меня сложная операция во вторник, я в смущении, помогите, пожалуйста.

- Идеальная ситуация, сначала исповедь, потом соборование, а потом причащение. Но, если что-то меняется местами по той ситуации, в которой человек живет, не всегда это возможно, то в этом ничего такого страшного нет.

- Александр из Москвы. В раннеапостольские времена при крещении на некоторых людей сходил Дух святой видимым образом. Есть ли сейчас такие проявления благодати?
- Есть, я одни случай знаю такой.
- Расскажите батюшка, что это за случай?

- Одну девочку, после крещения, привели в храм причащать. Она упирается, а мама ей говорит: слушай, ты что, батюшку не знаешь, он же тебя крестил? Она говорит: это не он. Во-первых, тот был больше, он весь был белый, во-вторых, у него крылья были сзади, а у этого ничего нет.
- Подменили.

- Да, другой, говорит. Вот, девочке дал Господь увидеть нечто. Причем она так говорила, видно, что она не фантазирует, детки, бывает, могут сочинять, но тут на полном серьезе, как само собой разумеющееся.

- Нередко говорят, что младенцы могут видеть ангелов, действительно так бывает, или это домысел?

- Нет, есть у преподобного Серафима, он однажды остановил одну маму, которая препятствовала играть дитяти, а преподобный сказал: не надо, он с ангелами играет.

- Цитата: «терпение бывает гордым, неправильным, не дает познать истину». Игумен Никон Беляев. Растолкуйте, пожалуйста, это высказывание.

- Конечно, бывает, что терпением можно воплощать месть, например. Судиться за два квадратных метра земли на своей даче с соседом, годами. Я одного знаю товарища, который уже пятый раз судится со своим соседом. И цель его - полностью довести до белого каленья, чтобы взять с него деньги. Просто у него такой способ зарабатывания денег, измором берет, сколько терпения надо в суды, в кассации, всякие экспертизы, сколько угодно. Очень бывает зловредное и гордое, и преступное, и что хочешь.

- Здравствуйте! Меня зовут Галина. Что такое служение мамоне?

- Когда главным стержнем в своей жизни человек считает добывание денег, и этому служит, все делает для этого. Вот, например, человек идет в вуз, не потому что у него призвание, а потому что может быть денежная работа. Или человек идет в медицину, или в ювелирное дело, не потому что он любит людям зубы лечить, бывает у людей призвание. Или там, по семейной традиции, а именно, чтобы заработать, его не интересует пациент как таковой, а сколько с него можно слупить.

- Но, мамона именно деньги, или, может быть, еще и власть?

- Дело в том, когда деньги, тут и власть. Потому что большие деньги не могут без власти. Что такое демократия западного образца? Это власть денег. Почему у нас говорят, что не демократическое государство, у нас не деньги решают, у нас самый богатый в тюрьме сидит.
- У нас чиновник правит.

- Да, чиновник. У нас есть правящий класс, и он уже тоже стал богатенький, он приспособился, может быть, потом, это уже выльется во что-то другое, но пока у нас правит аппарат.

- Господь сказал: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец». Правомерно ли в данном случае говорить о предопределении в отношении каждого человека, одного Господь привел, другого не привел?

- Нет, конечно, неправомерно, потому что, Господь же идет впереди и зовет своих овец, а овцы, либо идут, либо нет. Господь всех зовет, но просто не все откликаются.

 
 
 
 
 
 
   
***
***
***